UA
RU

Особенности развития чувства стыда в онтогенезе личности

Дата публикации:  26 января

«И всегда, всегда носи свежее нижнее белье, потому что невозможно заранее

предсказать, когда тебя затопчет взбесившаяся лошадь, зато, если люди

потом подберут твое бездыханное тело и увидят, что на тебе несвежее

нижнее белье, ты просто помрешь со стыда» 

(с) сэр Терри Пратчетт «Ведьмы за границей»

Работа с чувством стыда занимает важное место в психотерапевтической практике. Стыд является переживанием, которое может парализовать человека, остановить его спонтанность предъявления и существенно ухудшить качество жизни. И если о других чувствах чаще всего людям говорить проще, то, когда дело доходит до стыда как до переживания себя «Я плохой», здесь разворачивается множество глубинных пластов личности, с которыми интересно и одновременно непросто иметь дело. Важно создать доверительные и безопасные условия для исследования причин зарождения переживания себя человека таким, особенностей того, как именно, в каких ситуациях и при каких обстоятельствах контакта он это чувствует и, конечно, искать способы обращения с этим переживанием. 

В контексте чувства стыда мы неизбежно имеем дело с нормами и правилами общества, реальными или действующими в голове у клиента, переписанными из истории его семьи в его личную книгу знаний о себе. Здесь важным оказывается присутствие терапевта как фигуры, которая может, например, подсвечивать, что в аналогичных ситуациях к другим людям клиент вдруг оказывается более понимающим и принимающим, чем к себе. В связи с этим часто приходится иметь дело с аутоагрессивным поведением, которое порождается как самонаказание за собственную «плохость». 

В контексте возрастной психологии важно понимать, как именно формируется и развивается чувство стыда в онтогенезе и в контексте семейной истории конкретного человека, для понимания его влияния на поведение, деятельность и психологическое самочувствие личности, и соответственно какие существуют возможности обращения с ним для корректировки этого влияния в случае необходимости. 

Определение стыда и его виды.

Стыд относится к коммуникативным эмоциям, т. е. тем, которые возникают в нас только благодаря контакту с другими людьми. Находясь на необитаемом острове, вы скорее всего не будете испытывать стыд гуляя по пляжу голыми, потому что не будет того, кто сможет вас таким увидеть. 

Стыд – это переживание собственной «плохости», недостойности. Физически человек ощущает, как кровь приливает к щекам (покраснение) или, наоборот, отливает от лица (весь белый, безжизненный), тело вялое, тяжелое, плечи опущены, глаза отводятся, хочется убежать, остаться одному, «сквозь землю провалиться».

Стыд – это сильное смущение от осознания совершения предосудительного поступка или попадания в унизительную ситуацию, в результате чего человек чувствует себя опозоренным, обесчещенным [3, с. 196].

Томкинс описывает стыд как эмоцию наивысшей рефлексии, когда стирается грань между субъектом и объектом стыда и человек погружается в мучительное самоосознание и самопостижение [1, с. 345].

Смущение – это мягкая форма стыда.

Стыд и вину часто путают. Есть удачное определение, что вина – это чувство, что я сделал ошибку. А стыд – это ощущение, что я сам – ошибка. Именно поэтому стыд так мучительно и болезненно переживается: если я совершил ошибку – это можно исправить, если же ошибкой является мое существование, то исправить это можно только очень деструктивными методами. 

У стыда, как и у других эмоций, есть регуляторная функция – с помощью стыда мы обнаруживаем границы, которые нам предлагает общество. Стыд делает человека восприимчивым к эмоциям и оценкам окружающих. Стыд способствует развитию и поддержанию конформного, удобного поведения по отношению к групповым нормам. Стыд, действуя как ограничитель эгоцентризма и эгоизма, поощряет стремление к созданию теплых отношений с другими людьми. А так как люди – существа социальные, стайные, быть принятыми в группе для нас очень важно, а группа всегда предполагает некоторое нормы и правила, с которыми нам приходится мириться или расширять их, под которые нам приходится форматироваться и форматировать друг друга. Примером расширяющихся норм является принятие или хотя бы снижение уровня дискриминации различных групп людей – людей с ограниченными возможностями, представителей ЛГБТ-сообществ, ВИЧ-инфицированных, производится работа на разных уровнях с бодишеймингом (стыд за вид тела), слатшеймингом (стыд за сексуальность), расизмом, эйджизмом (дискриминация по поводу возраста) и т. д. Нормы на уровне больших социальных групп видоизменяются очень медленно. 

Аутентичный стыд – этот стыд касается представлений человека о себе, он очерчивает границы человека в его голове. Когда человек выходит за рамки привычного образа и переживает стыд, есть два пути дальнейшего развития: или человеку удается справиться со стыдом и тогда рамки собственного образа у него расширяются, или если ему не удается принять новую часть себя, приходится возвращаться в рамки. Например, я «приличная» женщина и пробую флиртовать – испытываю при этом стыд, но если мне удается этот опыт встроить в свою картину мира как позитивный, то с каждым разом мне будет все легче это делать, я смогу описывать себя словом «флиртующая». И другой пример. Я стала зарабатывать больше денег, но если я сама себе в этом не признаюсь, и не признаю, что мое окружение это видит, то могу начать какими-то дивными способами избавляться от денег, возвращаясь к предыдущему уровню дохода – знание о себе как о той, которая может иметь деньги, не смогло встроиться в текущую картину представлений о себе.

Когда стыда слишком много, он становится токсическим. Человек может не нарушить никакое правило, но при этом испытывать стыд. Ему кажется, что он нарушил правило, хотя правило давно может быть неактуальным и неработающим в данном времени, в обстоятельствах жизни данного человека. Порог эмоции стыда обусловлен тем, насколько чувствителен человек к мнению о нем со стороны окружающих людей. При токсическом стыде этот порог очень низок – все что угодно может стать стимулом к появлению этого чувства. 

Чувство стыда «ставит» человека в трудное положение. Он теряет способность конструктивно действовать, поскольку стыд блокирует активность. Вместо необходимых действий, человек начинает концентрироваться на самом себе, оказывается погруженным в самооценку, что мешает проявлению активности. Возникает нарушение адаптации, потеря способности ясно думать, высказываться и, тем более, рационально действовать [6].

Tugendhat выделяет:

  • внешний, или общий стыд, который распространяется на человека и его окружение;
  • промежуточный стыд, касающийся только действий индивида;
  • центральный, или моральный стыд, затрагивающий суть социального «Я» личности как члена определенного общества [2].

Дженкова рассматривает:

  • превентивный стыд;
  • осуждающий стыд;
  • увещевательный стыд;
  • стыд за себя;
  • стыд за другого;
  • «стыд тела» и «стыд ума»;
  • ложный стыд (стыд без объективной причины) [2]. 

Причины стыда:

  1. Осознание допущенной ошибки при встрече с незнакомым человеком.
  2. Критика, презрение, насмешка со стороны других или себя самого.
  3. Осознание того, что сказанные слова или совершенные действия неуместны, неправильны или неприличны в данной ситуации.
  4. Чрезмерная или неуместная похвала, при этом это та похвала, которая воспринимается самим человеком как незаслуженная.
  5. Раскрытый обман.
  6. Грязные, аморальные мысли.
  7. Переживание за значимого человека, попавшего в неловкую для него ситуацию или совершившего проступок (например, стыд родителей за ребенка).
  8. Несостоятельность человека в той или иной ситуации, невыполненные обещания и обязательства.
  9. Негативное представление о какой-то своей особенности, привлекшей внимание других людей, при этом представление об этой одной черте легко распространяется на всю личность в целом [3, с. 198]. 

Развитие чувства стыда.

Переживание стыда не может появиться раньше, чем начнет формироваться образ «Я». Этой точки зрения придерживается Хелен Льюис. В одном из исследований (Lewis et al., 1989) было установлено, что признаки появления образа «Я» наблюдаются у детей лишь в 15-18 месяцев. Приблизительно на 22 месяце отвечает и появление первых признаков поведенческого паттерна неловкости и стыда, и то не у всех наблюдавшихся детей, а только у четверти из них. Отсюда X. Льюис и др. делают вывод, что переживание стыда базируется на чем-то вроде знания о самом себе [3, с. 200]. Они предполагают, что до того, как ребенок окажется способен испытать стыд, он должен научиться взаимоотношениям с самим собой. То есть у ребенка должен быть сформирован достаточно ясный и стабильный образ «Я», с которым ему надо научиться осознанно соотносить себя. Только после этого ребенок будет способен испытать стыд [1, с. 349].

Обычно к пяти годам у ребёнка вырабатывается чувство стыда, причём оно тесно связано с ощущением собственного тела. Гордон Олпорт считал, что ощущение собственного тела начинает формироваться с младенчества, и на протяжении всей жизни остаётся опорой самосознания. Отсутствие чувства интимного стыда является фактором, препятствующим развитию в индивиде личности, а часто – и симптомом психического расстройства, заболевания [8]. Вообще же вопрос об онтогенезе стыда остается белым пятном [3, c. 200]. 

Следует отметить, что когда идет речь о токсическом (или ложном) стыде в какой-то сфере – это значит, в семье относительно этой сферы было мало принятия.

Чувство стыда формируется под влиянием пренебрежительного отношения родителей, отсутствия необходимой интеллектуальной и эмоциональной поддержки, наличия постоянного осуждения [6]. 

Здоровый ребенок активен и любознателен, его интересует мир и то, что мир ему предлагает. Естественным образом, следуя своим импульсам, ребенок исследует мир, и неизбежно это исследование будет приводить к поведению, которое покажется его родителям, другим взрослым / детям несоответствующим или ошибочным. Ребенок в своем внутреннем мире не переживает свои действия как что-то неприличное, он следует внутреннему импульсу самовыражения, но с позиции взрослого его поступки оказываются постыдны. Когда семья не готова к инаковости, она отвергает ребенка и смотрит на него с сожалением и разочарованием, что вызывает у ребенка стыд. Как это работает: окружающие ребёнка люди являются для него образцом для подражания. Ребёнок зависит от них, он им доверяет и соответственно интернализирует отношение к нему. Чувство стыда возникает при внутреннем атрибутировании (видении причин происходящего в себе), когда ребенок делает себя ответственным за произошедшее и за то отношение, которое есть у членов семьи к нему. Чем более выражена способность человека искать в произошедшем событии внешнюю причину, тем менее вероятно развитие у него чувства стыда, а это обуславливается во многом воспитанием. 

Например, в одной семье нельзя петь фальшиво, а в другой все равно как петь, главное громко. Первый ребенок, вырастая, пойдет в караоке и будет страдать от каждой фальшивой ноты (если вообще туда дойдет), а второй – с удовольствием проведет время, потому что в своей семье он был принят со своим голосом.

Сексуальность. Если взять две семьи и в одной из них ребенка будут принимать с его вопросами о сексе, а во второй – нет, то конечно во второй семье ребенок будет стыдиться своих сексуальных импульсов. Выросшему из такого ребенка взрослому, приходится преодолевать этот стыд, чтобы идти за своим естественным и живым интересом, возбуждением, но на фоне этот стыд чаще всего остается, что может влиять на его сексуальную жизнь и степень раскрепощенности.

Таким образом, рамки семьи оказывают влияние на ребенка. Семья не может не форматировать детей под себя, это нормально. Но если взрослые в семье способны замечать свои границы форматирования, осознавать как их самих форматировали в детстве и как на них это повлияло, то есть высокая доля вероятности, что удастся заметить, где это может приносить ущерб ребенку. 

Механизмы и способы обращения со стыдом.

По мнению Хелен Блок Льюис, для борьбы со стыдом человек использует защитные механизмы отрицания, подавления и самоутверждения. 

Отрицание – человек отрицает существование или значимость источника стыда. Отрицание значимости источника стыда может стать одним из способов скрыться физически или психологически от источника своего тягостного переживания, оно помогает, по крайней мере психологически, отодвинуть стыд. Человек может вообще отрицать наличие у него стыда. Однако при этом он должен убедить себя в этом.

Пользуясь механизмом подавления, люди пытаются не думать о самих смущающих ситуациях, о ситуациях, связанных с переживанием стыда или даже с возможностью переживания стыда. Подавление, по сравнению с отрицанием, может иметь более серьезные последствия для психологической адаптации и благополучия индивидуума. Используя механизм подавления, человек сжигает все мосты, связывающие его с возможностью переосмысления ситуации и с самоусовершенствованием, он удовлетворяется своим «Я»

Самоутверждение – человек путем развития каких-то сторон своего «Я» пытается сделать себя более привлекательным, чтобы отвлечь внимание других от своих недостатков (например, маленького или слишком высокого роста), развивая интеллект, достигая высот в спорте и т. д. [2]. 

Однако перечисленные выше способы далеко не всегда оказываются конструктивными и подходящими. Что делать в таком случае?

Юмор. Согласно Хелен Льюис, один из лучших способов справляться со стыдом – это юмор. Человек может благожелательно смеяться над своими собственными недостатками и неудачами, как только он понимает, что они не олицетворяют его целостное «Я». Если такая внутренняя организация личности еще не сформировалась, то нет и условий для облегчения, предлагаемого юмором. Тогда стыд будет только усиливаться и это будет означать еще большую потерю «Я» и других людей. Это справедливо для детей, которые пока не понимают юмор, и не в состоянии его переработать [5]. 

Легализация и принятие. Стыд «лечится» легализацией и принятием. Легализация – это когда в кругу людей (или даже перед одним человеком) я говорю о том, что для меня стыдно, и при этом оказываюсь принята в своих переживаниях. Важным является то, что нельзя сверяться с первым попавшимся человеком. Необходимо выбирать людей, с которыми свои стыдные темы можно легализовать. При этом можно и нужно учиться полагаться на свою чувствительность – обычно мы неплохо предполагаем, кто нас может осудить, а кто поддержать в той или иной ситуации. Для кого-то такими становятся терапевтические группы либо клиент-терапевтические отношения, где уровень принятия разности всячески поддерживается.

Отделение своего «Я» от поступков. Это работа по переработке ошибок, и переводе их в плоскость опыта и ценности, а не в средство самоистязания. 

Самоподдержка и самопринятие. Необходимо учиться обращать внимание на другие чувства, которые возникают помимо стыда и могут быть поддержкой, например, интерес, азарт, возбуждение. Очень часто стыд становится «крышкой» как раз для переживаний, возникающих из возбуждения. Кроме того, когда человек «подращивает» себя и становится целостным, ему все легче справляться со стыдом, потому что его чувствительность работает более прицельно и качественно распознает и перерабатывает ситуации, связанные с реальным или токсическим стыдом, в ход идет наработанный опыт совладания с такими ситуациями. 

Вывод.

Тема переживания человеком стыда является тонкой в психотерапевтической работе. Очень часто люди оказываются захвачены токсическим стыдом, который не имеет под собой реальных оснований – только потому что в «стыдной» ситуации был какой-то триггер родом из детства, и стоит больших усилий помочь клиенту рассмотреть этот механизм, и помочь ему найти способы по-другому регулировать себя. 

Я не устаю удивляться и вдохновляться тем, как люди творчески переосмысляют свой опыт стыда, как ищут и находят поддержку в других людях. С этой точки зрения особым качеством обладает работа со стыдом в группе, когда человек вдруг обнаруживает, что вокруг есть люди с той же сложностью, что и у него, и сам этот факт становится исцеляющим. Хорошо в группах работает и обратная ситуация, например, когда у человека в какой-то сфере оказывается слишком много бесстыдства, и какие-то нормы и правила его семья не смогла ему привить, тогда группа сигналит такому человеку о том, что видит, подбирая по возможности бережную форму. 

Не менее важным остается и индивидуальный формат работы, если стыда слишком много, его невозможно «выносить на группу», и возможность разделить свои переживания с одним человеком, быть принятым в этих чувствах – это уже большой шаг вперед.

По моему мнению, когда человека принимают в его отличиях, в его индивидуальности, это становится базой для самопринятия, и ему нет уже нужды стыдить себя. Он становится по-настоящему цельным, а стыд становится всего лишь одним из чувств, а не захлестывает все. Но это долгий процесс – разрешить себе взглянуть на себя и на других людей шире и с добротой, а не с самоосуждением и самобичеванием. Одним из поддерживающих вопросов на этом пути является: «Стану ли я так разговаривать с тем, кто мне нравится?», и именно им мне хочется завершить эту статью.

Список використаних джерел

  1. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.
  2. Ильин Е.П. Психология совести. Вина, стыд, раскаяние. – СПб.: Питер, 2016. – 288 с. / URL: http://loveread.ec/view_global.php?id=53726 
  3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2011. – 783 с.
  4. Мэнсон М. Откуда берётся стыд и как с ним справиться. / URL: https://alpinabook.ru/blog/styd/ 
  5. Пенти Иконен, Фил-Маг, Эеро Рехард. Происхождение стыда и его проявления. / URL:  https://psyq.ru/publications/rehard_shame.html 
  6. Психология стыда // Короленко Ц.П., Психосоциальная аддиктология / URL: https://psyera.ru/5056/psihologiya-styda 
  7. Реснек-Саннез Х. Стыд: желание быть на виду и потребность спрятаться. / URL: https://psyjournal.ru/articles/styd-zhelanie-byt-na-vidu-i-potrebnost-spryatatsya 
  8. Стыд. / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%8B%D0%B4